Боже упаси!..

Боже упаси!..

Есть много полезных советов о том, как фотографу привлечь клиентов, где их искать и тд...

А все ли клиенты нужны фотографу?

Глупый, вроде бы, вопрос, да?

На самом деле - фотограф может избежать множества проблем, если научится отказывать некоторым категориям клиентов.

Во-первых, опустим начинающих "фотографов", которые только вчера купили фотоаппарат и готовы работать за копейки, снимать кого угодно и где угодно. Возьмем середнячка, у которого уже начал формироваться свой стиль, есть какая-никакая, а клиентская база. Вы выкладываете свои работы в инстаграм, на фото-сайты и тп. Вас начинают узнавать...

И тут - вы видите письмо в мессенджере ФБ с вопросом о цене и условиях фотосъемки у вас. На что обращать внимание? В идеале - провести встречу с клиентом в кафе, выяснить его предпочтения, наметить план съемки... Да, да, да - об этом пишут все именитые мастера и все учителя на платных-бесплатных веб семинарах.

Одно ключевое слово: ИМЕНИТЫЕ! То есть, мастера, стоимость услуг которых в час, может превышать ежемесячный заработок средненького украинского фотографа в разы. Поэтому, отключаем "Правильно" и начинаем мыслить критериями экономической целесообразности.

Заходим в профиль предполагаемого клиента на ФБ или Инстаграм, смотрим фотографии. В принципе, по фотографиям клиента, можно составить представление о его предпочтениях в съемке, обработке фотографий, даже о материальном благосостоянии и платежеспособности.

Допустим, ваш стиль - это драматические черно-белые фото. Глубокие тени, резкие переходы контраста, отсутствие модификации черт лица и фигуры, пластиковой обработки кожи... А у клиента наоборот - все в мыле, все подсвечено, интерьерчики/будуарчики и куча восторженных лайков. Поп-арт в самом его неприглядном виде. Да еще и сравнивая селфи клиента, с его студийными фото - замечаем неслабую такую пластику лица, проведенную предыдущими фотографами...

Итак, первый тип клиента: Проня Прокоповна.

Этот клиент может вам писать, что хочет новизны, чего-то новенького в своем аккаунте и тд и тп... Приняв в работу ТАКОГО клиента, вы рискуете подцепить серьезный геморрой на свою пятую точку, если рискнете снимать в своем любимом драматическом стиле! От вас все равно будут требовать привычной пластиковой обработки, ныть по поводу "а вот у предыдущего фотографа лицо получалось не такое"... Конечно - "не такое"! После подтяжки-то фильтром Liquify!.. В итоге, вместо запланированных 2-3 часов обработки - вам гарантированы сутки-трое перепалок с клиентом по поводу вашей несостоятельности как мастера вообще и возможности возврата денег за съемку! Оно вам надо? Ответ очевиден.

Поэтому, ФЕЙС-КОНТРОЛЬ - наше все!

Рубим мещанство на корню как класс, экономим себе время и силы.

Второй тип клиента: Скупердяй.

Он будет торговаться до последнего. Сбивать цену, ныть, ссылаясь на сложное материальное положение, декретный отпуск, болезнь любимой бабушки, ипотеку и тп... Начнем с того, что услуги фотографа не являются предметом первой необходимости. Это роскошь, а не первоочередная потребность!

Нет денег - иди работай. Или ищи фотографа дешевле. Поэтому, крепко стоим на своем. Скупердяй собьет цену раза в два, но при этом - ни на йоту не снизит своих претензий к качеству вашей работы. Наоборот, как показывает практика, с вас будут драть десять шкур за каждый промах, цепляться ко всему: к обработке, освещению, количеству обработанных фотографий, срокам и тп...

Скупердяй отправляется вслед за Проней Прокоповной, весело помахивая вязанкой своих отмазок как собака хвостом.

Третий типа клиента: Эконом

Это черный ящик. Вроде бы, нормальный клиент... Особо не торговался, быстро договорились о времени, месте съемки... Но тут проскакивает один момент: клиент решил заплатить фотографу, но сэкономить на гардеробе или визажисте. Стоп! А у вас в портфолио, фотографии с моделями, которых красил профессиональный визажист или съемка велась совсем без макияжа?

Если вы используете "родное" лицо, без вмешательства визажиста - потом можно будет ткнуть пальцем: "у меня везде так"! Но если все модели прошли предсъемочную обработку у мастера гримера... Клиент вполне может думать, что макияж и прическа - не главное, фотограф все отретуширует. Поэтому, можно самой пару раз мазнуть тенюшек, ляпнуть румян и вуа-ля! съемочный мейк готов. Прическа - в лучшем случае, помыли голову, скрутили "дульку"...

А вы занимаетесь обработкой волос? Имеете представление, сколько времени уходит на ретушь прически, прорисовку новых локонов? Нет? Скажу по-секрету: ДОХРЕНИЩА! Эконом - нормальный клиент, просто его нужно поставить в известность о том, что фоточки в вашем портфолио, снимались при участии визажиста высокой квалификации, мастера по прическам и стилиста.

А вы - НЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ прорисовкой макияжа и ретушью прически. Это не входит в стоимость съемки. Иначе, ситуация плавно перекочует в Проню Прокоповну. Будете малевать макияж, матерясь про себя о том, что лучше бы вообще его не было, чем так бездарно наложен.

Тут уж сами решайте, брать клиента в работу или нет. 50х50

Тип клиента: Мечта, но...

Тут все просто. Клиент любит ваш стиль, у него на странице все фоточки в схожей стилистике или просто любит разнообразие. Обо всем договорились...

НО!.. Вот тут одна заковыка... Клиент предупреждает, что придет на съемку с другом-подругой "тоже фотографом" или, что еще хуже - УЖЕ ПРИХОДИТ В СТУДИЮ, НЕ ПРЕДУПРЕДИВ ВАС!

Это полный провал! Что бы вам не говорили о цеховой солидарности, о здоровой конкуренции - не верьте! "Тоже Фотограф" пришел на съемку с одной-единственной целью! Вылить на вас ушат помоев или сразу на съемке, или потом, когда друг/подруга, получит фотографии от вас.

Ситуация усугубится, если "тоже фотограф" - полное ничтожество как в профессиональном плане, так и в моральном. Вас постараются обгадить, очернить, оклеветать, ткнуть пальцем во все реальные и придуманные "глюки"...

Что делать? Гнать "тоже фотографа" из студии - это сразу!

Если клиент не соглашается на это - возвращайте деньги и отменяйте съемку.

Вам будут мешать при съемке. Давать советы, бегать с "фотыком" или мобилкой перед вами, делая свой "бэкстейдж"...

Кроме того, фраза: "Фотограф ничего не умеет!", сказанная громким шепотом - выбивает из колеи и более стойких и профессиональных специалистов, чем вы. В общем - съемка сорвана, можно собираться и идти домой.

На ваше усмотрение: вернуть деньги и прекратить съемку, либо - провести съемку, испортить себе настроение во время съемки, после передачи готового материала и поиметь негативные отзывы на странице, в гугле и тп...

Повторяю: не рассчитывайте на профессиональную солидарность! ЕЕ НЕТ!

Пы.Сы. Из студии лучше удалять ВСЕХ, кроме непосредственно, Клиента! Всех: пап, мам, мужей, подруг, бойфрендов и тп... Они отвлекают внимание клиента, сковывают, мешают раскрыться.

Есть много клиентов, все они разные, все требуют своего подхода...

Если будет вдохновение - продолжу тему

Да и сами, вскоре, набьете своих "шишек" и сможете написать статейку о своих "любимых" типажах"

Всем удачи и хороших клиентов!

#фотограф #советыначинающему #советыфотографу #привлечениеклиентов