Dmytro Tolokonov – мудрый, опытный фотограф который щедро поделился с нами своей историей и опытом в фотографии. В его роботах чувствуется глубина сосредоточенности на фотографии. Он не просто фотограф, который недавно пришел в фотографию. Дмитрий человек, который своими силами изучал всю возможную информацию о мире фотографии еще близко 30 лет назад, когда ему подарили его первый фотоаппарат.

Как, когда и почему Вы пришли в фотографию?

Вот уже почти 35 лет, как я впервые взял в руки фотоаппарат. Это был папин старенький ФЭД-2 (кстати, до сих пор еще работает и прекрасно фотографирует!). Отец мне подарил ФЭД на 14 лет. Фотоаппарат шел в комплекте с увеличителем, глянцеванием, кучей приспособлений и химии для проявки и печати фотографий. К слову сказать — фотографировать я тогда не умел. От слова “СОВСЕМ”! 🙂 Поэтому, пришлось садиться за учебники и справочную литературу… А литература в те времена… Писалась сухим, казенным языком. Со множеством графиков, формул и прочей дряни. В общем, “слез” я пролил над страницами древних учебников — не мало:) Потом работал в издательстве — приходилось снимать репортажи с выставок и прочих мероприятий. Не могу сказать, что это были шедевры. Такое… Коммерческая фотография пришла в мой дом с 2007 года. Наверное, я был одним из первых украинских фотографов, которые начали продавать свои работы на стоках. В период кризиса 2008 года — мне это здорово помогло. Ну и до сих пор – я больше онлайн фотограф. Снимаю для стоков, арт-галерей… Украинских заказчиков очень мало, да я и не стремлюсь заполучить больше. Мне нравится работать без ограничений. Придумал сюжет, снял, обработал — выставил на продажу. За сколько продал — все твоё. Бывает – и не продается:) Это риски. Но меня устраивает такая “игра”.

Почему фотосессия в стиле ню?

Много лет назад, один известный украинский фотограф, с которым мы на тот момент “дружили”, спросил меня: “А почему ты не снимаешь ню? У тебя нормальные портреты получаются. Но ты их не продашь. А ню — всегда пользуется спросом” Как в воду глядел… Собственно, ню — это просто лайки, рейтинги… Пирамида Маслоу – и ничего личного, как говорят:) Сказать, что мне сильно нравится снимать обнаженную натуру? Нет, не скажу. Честно говоря, мне больше нравится снимать пейзажи, но ездить куда-то далеко на съемки – я слишком ленив для этого. А снимать городские киевские пейзажи — не интересно. Вот и оказалось, что портреты, ню и компарт — это самое то!

Работы каких фотографов оказали на Вас влияние?

Среди фотографов — модно говорить, что, мол, в их творчестве сыграл большую роль кто-то из известных мастеров. Девід ЛаШапель там или Кевін МакНаллі:) Я никогда не ориентировался на работы других фотографов — даже имен то большинства не помню. Всегда больше интересовала живопись. Освещение, которое я использую, чаще всего — это классический Рембрандт или его модификации. Мне кажется, любому начинающему фотографу — нужно стартовать именно с живописи и работ классических мастеров. Именно там корни фотографии и никуда от них не деться. 

Учились ли вы в фотошколе? (Если да, то в какой?)

Альбомы с фотографиями картин мастеров живописи — это и была моя фотошкола. Альбомы и книги по фотографии, издания 50-80 годов прошлого века. Несмотря на достаточно казенный язык и манеру повествования, именно эти книги дают представление о правильной фотографии.

Современные учебники — это как сериал. Купил одну книгу — жди, пока автор напишет вторую, пятую, десятую и т.д., чтобы получить хоть какое-то представление о правилах работы с фотоаппаратом и натурой. Обычная коммерция. В старых учебниках — это один, два тома сжатой, конкретной информации. Я предпочитаю снимать у себя дома, в своей домашней малёхонькой фотостудии. Огромные размеры съемочного помещения — портретисту и не нужны. Конечно, бывают случаи, когда клиент хочет съемку в студии с интерьером, например. Тогда я ориентируюсь на освещение, которое предоставляет в аренду студия.

Часто снимаете в фотостудии? (Если да, то назовите 3 основные)

Я горячий поклонник освещения Broncolor, Profoto и Bowens. Поэтому, при подборе студии, выбор будет сделан в пользу студий с освещением от этих брендов. Из киевских студий, мне больше нравится Лофт 31 и Lightfield. В них у меня никогда не было проблем с освещением и дальнейшей постобработкой отснятого материала. Да и отношение к клиентам там приемлемое. Не идеальное, но — приемлемое:)

О чем вы мечтаете больше всего на свете?

Как и всякий фотограф я мечтаю о новой прикольной железке:) Это болезнь. Мне просто катастрофически необходим среднеформатный задник Phase One P45+. Это устаревшая модель, но крайне удачная. Пока что не могу себе позволить покупку.

Что вам помогало и помогает развиваться и становиться лучше как фотографу? Критика, советы коллег, анализ чужих работ, мастер-классы? 

Лучше всего, помогает в развитии самокритика и вечное недовольство своей работой. Никакая критика коллег не поможет, если человек уверен: “Я сотворил шедевр!” А недовольство своим творчеством – подстегивает к новым вершинам и открытиям, заставляет искать что-то новое, не стоять на месте. Перестал искать, успокоился – умер как художник.

Чтобы Вы пожелали начинающим фотографам? И какую камеру посоветовали бы?

А новичкам, я бы посоветовал не увлекаться сверх меры железками и объективами. Новое оборудование — нужно покупать только тогда, когда в нем есть оправданная необходимость. Я когда-то сам поддался искушению. Каких только объективов у меня не было! И для макро, и тела, и широко угольники, тилт-шифт — поэтому продавал все это барахло по более низкой цене, чем приобретал. Сейчас снимаю 2-3 объективами и доволен, причем объективы далеко не самые дорогие и модные. Но мне хватает с головой. Гонка за модой, какими-то новыми “сверх возможностями” и светосилой, которые так активно рекламируют производители — это как гонка смартфонов. Вроде и то же самое, что уже есть у тебя, но стоит в десять раз дороже!

Почему? Спросите у производителей! У меня был случай, когда мне нужно было снять макро с очень жестким контровым освещением и большим увеличением. Я использовал топовый макро объектив одного из самых известных производителей и макрокольцо. В итоге — получил картинку такого ужасающего качества, что она была явно не пригодна к использованию. Выкрутился. На карданную камеру, через переходник поставил свой 35-мм цифровик и снял то, что хотел. При этом на кардане стоял объектив, выпуска конца 80х годов прошлого века, который дал идеальное изображение, несмотря на жуткое освещение. Объектив “ведущего современного производителя”, потом долго пылился у меня без дела – я на него “обиделся” 🙂 Люблю старые объективы. Да и сейчас, у меня одни из самых любимых рабочих линз — старые объективы Nikkor. Старые объективы, как правило, с мануальной фокусировкой. Но для меня это не имеет значения. Я до сих пор снимаю форматными пленочными камерами 6х7 см и 4х5 дюймов. Так что, ручная фокусировка — для меня дело привычное.

Поэтому, дорогие мои, начинающие фотографы, снимайте на то, что вам близко по духу. Пользуйтесь камерами тех производителей, которые “лежат” в руке и обладают приятным и удобным для вас, меню настроек. Современные производители настолько сблизились по техническим возможностям своих камер и объективов, что выбор техники — это просто дело вкуса и мегапикселей.

Единственное, но!

Я долго снимал на 35мм зеркальные камеры с Full Frame матрицей, а не так давно — перешел на беззеркалку Sony a7. Мне кажется, зеркальные камеры — уже несколько устарели морально. Да и возможностей для фотографа, беззеркалки предоставляют намного больше. При дальних путешествиях — беззеркальная камера с зум-объективом в рюкзаке, почти не влияет на общий вес багажа. Это удобно.

Всем удачи и успехов в фотокарьере! 🙂 

Фотограф: Dmytro Tolokonov

Город: Київ